А.Н. Алёшин Дистанционное образование – новый инструмент современного преподавателя высшей школы
В Одесском национальном университете им. И.И. Мечникова в институте последипломного образования (ИПО) 6 лет назад была создана новая система обучения, объединившая среднюю и высшую образовательные ступени. Структура получила название «Школа-колледж-университет» и за время своего существования доказала свою жизнеспособность и актуальность. Об этом свидетельствует тот факт, что за время ее существования были созданы четыре филиала в областных центрах (Ильичевск, Теплодар, Южный, Б.-Днестровск). Открытие пятого филиала в г. Измаил состоялось в конце августа 2002 г. Особенностью новой системы образования является то, что поступить и начать обучение в ней могут школьники выпускных классов, которым за два года параллельно со школьной программой преподаватели нашего Вуза вычитывают программу первого курса университета. Затем без экзаменов (по результатам тестирования) обучающиеся зачисляются на второй курс университета им. И.И. Мечникова. В ИПО ОНУ им. И.И. Мечникова созданы сквозные учебные планы подготовки младших специалистов, бакалавров и специалистов, адаптированные под особенности новой системы образования, по следующим специальностям:
Младшие специалисты:
1. техник программист;
2. клиническая психология (на базе среднего медицинского образования);
3. бухгалтерский учет и аудит;
Бакалавры:
1. компьютерная инженерия
Специалисты:
1. Компьютерные системы и сети
2. бухгалтерский учет и аудит;
3. международные экономические отношения;
4. юридическая психология;
5. социальная психология;
6. преподаватель иностранного языка (английский, немецкий);
7. правоведение и др.
Структура «Школа-колледж-университет» в схематическом виде показана на рис. 1.
Кластерная организационная структура «Школа-колледж-университет» требует четкой организационной и учебно-методической работы для обеспечения высокого уровня качества знаний у обучающихся всех подструктур (филиалов). Территориальная удаленность и ограниченное время нахождения преподавателей в отделениях филиалов вынуждает преподавателей искать пути удаленного общения со студентами этих филиалов. Идеальным решением в этом случае является создание системы дистанционного обучения с использованием современных компьютерных и информационных технологий по каналам Интернет.
Кафедра компьютерных и информационных технологий, созданная более года назад, уже активно внедряет передовые методы и технологии современного образования с использованием новейших компьютерных и информационных технологий [1]. Одной из таких технологий является дистанционное образование [2], [3]. Преподаватели кафедры накапливают опыт в дистанционном преподавании при работе со студентами филиалов, находясь в Одессе, по каналом Интернет, общаясь с обучающимися при помощи электронной почты, chats (ICQ), и собственных web-страниц (например, страница автора данной статьи – http://VestikInc.narod.ru), где они размещают свои учебные курсы, методические материалы, пособия, ссылки на полезные ресурсы Интернет по читаемым курсам и прочую информацию, касающуюся учебного процесса (требования к оформлению курсовых и дипломных работ, расписание занятий, экзаменов, зачетов, объявления, и т.д.). Пока эта работа проводится на энтузиазме отдельных преподавателей ввиду отсутствия в данный момент собственного web-сервера, подключения к Интернет компьютерного класса колледжа и финансовой поддержки со стороны университета. Планируется создание информационного web-сервера института последипломного образования, подразделением которого является кафедра компьютерных и информационных технологий.
Кафедра постоянно заботится о повышении квалификации своих преподавателей, в частности, автор статьи прошел Летнюю школу дистанционного образования в г. Харькове [2,3], создал свой курс дистанционного образования «Арифметические основы вычислительной техники» и получил соответствующий сертификат. Учебный курс по данной дисциплине размещен на упоминавшемся выше сайте http://VestikInc.narod.ru и используется параллельно с очным обучением в Одесском и Ильичевском филиалах колледжа предпринимательства и социальной работы Института последипломного образования.
Учебно-методический эксперимент, состоявший из двух частей, проводился в течение двух лет с половиной лет (5 семестров) со студентами г. Ильичевска и Одессы, показал эффективность данного типа обучения (студенты, проходившие дистанционное обучение, показали более высокие знания, чем не проходившие). Эксперимент проводился на основе следующих учебных курсов – «архитектура ЭВМ» и «сети ЭВМ». Помимо самого процесса обучения, часть студентов сдавала экзамены дистанционно, по Интернет. Проведенное анкетирование студентов компьютерное отделения (опрашивались 52 человека) показало их высокую заинтересованность и мотивацию в таком виде образования (100% заинтересованных), 92% выразили желание освоить и дополнять свое аудиторное обучение, 7% вызвались помогать преподавателям в оформлении дистанционных курсов и поиске информации по тематике курса.
Методика учебно-методического эксперимента.
Эксперимент состоял из трех методически и логически связанных частей. Продолжительность частей была разной.
Часть первая. Продолжительность первой части эксперимента – 2 семестра. В течение этих 2-х семестров параллельно в двух отделениях колледжа (одесском и ильичевском) очно вычитывались две дисциплины – «архитектура ЭВМ» и «сети ЭВМ». Статистические сведения представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Учебная нагрузка и распределение студентов по филиалам (очная часть обучения).
1 год эксперимента
Название дисциплины |
Мл. специалист |
Бакалавр |
Кол-во групп |
Кол-во человек |
Из них активных |
|||
Объем, ч (лек./лаб.) |
Объем, ч (лек./лаб.) |
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
|
Архитектура ЭВМ |
108 (54/18) |
108 (54/18) |
1 |
1 |
8 |
24 |
6 |
18 |
Сети ЭВМ |
108 (54/18) |
108 (54/18) |
1 |
1 |
8 |
24 |
6 |
18 |
В течение этого срока с этими же студентами обоих филиалов проводились и дистанционные занятия по каналам Интернет. Сведения о видах и объемах проведенных занятий приведены в Таблице 2.
Таблица 2.
Распределение нагрузки и виды дистанционного общения со студентами филиалов (дистанционная часть обучения).
Название дисциплины |
Электронная переписка |
Chats |
ICQ (прибл.) |
Кол-во человек |
Из них активных |
|||||
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
|
Архитектура ЭВМ |
61 |
169 |
4 |
13 |
360 |
1620 |
8 |
24 |
6 |
18 |
Сети ЭВМ |
53 |
174 |
2 |
15 |
310 |
1600 |
8 |
24 |
6 |
18 |
На этом первая часть эксперимента закончилась. В ней отрабатывались различные методы дистанционной работы, виды общения студентов и преподавателя, выявлялась эффективность каждого из способов дистанционного взаимодействия. Обнаружены четкие механизмы и критерии в «совмещенном» образовании, когда дистанционное образование (ДО) совмещено с традиционным (ТО), очным.
Часть вторая. Вторая часть эксперимента является контрольной по отношению к первой. Начальные условия проведения аналогичны тем, что были в первой части, за исключением того, что данная часть эксперимента проводилась с другими группами студентов той же возрастной группы (т.е. перешедшими на 3 курс обучения). Добавлением к первой части являются прием зачетов и экзаменов по Интернет и дистанционное руководство курсовыми работами на этапе их оформления в печатном виде. Необходимо отметить, что во второй части эксперимента учитывался опыт первой части, что очевидным образом повлияло на статистику дистанционного общения (см. Таблицу 4). Немаловажным является и тот факт, что между студентами филиалов происходит взаимное очное общение (в пределах одного филиала) и дистанционное (между студентами разных филиалов). Оба этих фактора являются с психологической точки зрения объединяющими, повышающими мотивацию, вносят дух соревнования в обучение и, в конечном итоге, приводят к более высокому качеству знаний студентов, участвовавших в «совмещенном» обучении. Статистические данные приведены в Таблицах 3, 4.
2 год эксперимента
Таблица 3.
Учебная нагрузка и распределение студентов по филиалам (очная часть обучения).
Название дисциплины |
Мл. специалист |
Бакалавр |
Кол-во групп |
Кол-во человек |
Из них активных |
|||
Объем, ч (лек./лаб.) |
Объем, ч (лек./лаб.) |
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
|
Архитектура ЭВМ |
108 (54/18) |
108 (54/18) |
1 |
1 |
10 |
15 |
7 |
11 |
Сети ЭВМ |
108 (54/18) |
108 (54/18) |
1 |
1 |
10 |
15 |
7 |
11 |
Таблица 4.
Распределение нагрузки и виды дистанционного общения со студентами филиалов (дистанционная часть обучения).
Название дисциплины |
Электронная переписка |
Chats |
ICQ (прибл.) |
Кол-во человек |
Из них активных |
|||||
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
|
Архитектура ЭВМ |
73 |
193 |
4 |
14 |
380 |
1720 |
8 |
24 |
6 |
18 |
Сети ЭВМ |
58 |
186 |
3 |
17 |
320 |
1650 |
8 |
24 |
6 |
18 |
На этом вторая часть эксперимента закончилась. Методическое значение данной части эксперимента состояло в том, что, с учетом опыта первой части, методы ДО отшлифовывались с технической точки зрения, большее внимание уделялось его содержанию. На этой стадии впервые было осуществлено руководство курсовыми работами по курсу «архитектура ЭВМ» (8 работ из Одессы, 20 работ из Ильичевска) и проведен первый прием экзаменов по Интернет (у 6 человек из числа активных).
Часть третья. Третья часть эксперимента имеет продолжительность в 1 семестр и основана на изучении курса «арифметические основы вычислительной техники». Отличительной особенностью является то, что полный авторский курс лекций опубликован в Интернет на сайте http://VestikInc.narod.ru. Приведем статистические данные в Таблице 5.
Таблица 5.
Дистанционная часть обучения курса «Арифметические основы ВТ».
Название дисциплины |
Электронная переписка |
Chats |
ICQ (прибл.) |
Кол-во человек |
Из них активных |
|||||
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
Одесса |
Ильичевск |
|
Арифметические основы ВТ |
0 |
0 |
1 |
1 |
70 |
90 |
8 |
10 |
7 |
7 |
Отметим, что момент подачи статьи в публикацию пришелся на середину семестра, описываемого данной таблицей, так что приведенные в ней данные соответствуют состоянию изученности курса приблизительно на 50%. Тенденции, отмеченные в третьей части эксперимента, приведены в выводах.
Статистическая обработка результатов эксперимента.
К сожалению, в рамках данной статьи не представляется возможным привести все выполненные статистические обработки, многие из которых носят узко специальный характер и в большей степени представляют интерес собственно для преподавателя, ведущего обучение (например, анализ количества электронных писем от студентов, касающихся обучению технической стороны ДО по сравнению с письмами, посвященными непосредственно содержанию курсов, градиенту электронной переписки (т.е. зависимости интенсивности переписки от времени, например, по рабочим неделям семестра), выявление тем курса, вызвавших наибольший поток писем и вопросов, изменению интенсивности переписки до и после chats (онлайн-общения в реальном режиме времени), и т.д.). Обнародование подобного рода показателей потребовало бы достаточно большого количества статистических таблиц и диаграмм. Отметим лишь некоторые, на наш взгляд, интересные факты, замеченные из непосредственного опыта:
1. Интенсивность (количество актов общения студент-преподаватель в единицу времени) электронного общения возрастает в период болезни студента. Этот факт, несомненно, свидетельствует об эффективности «совмещения» очного и дистанционного обучения;
2. В первой трети семестра при совпадении расписания занятий старших (прошедших 1-ю часть эксперимента) и младших курсов (проходящих 2-ю часть эксперимента) интенсивность электронного общения резко возрастала, а в оставшееся время – убывало. Мы объясняем факт возрастания тем, что старшие студенты передают знания «технической» стороны общения, что повышает мотивацию и интерес к ДО у студентов младшего курса, а факт убывания – передачей знаний по содержательной стороне курса, что, естественно, уменьшает количество вопросов к преподавателю. Играет роль и усталость, нарастающая к концу семестра, а также окончание вычитки лекционных теоретических курсов и переход к практическим или лабораторным занятиям.
Обработка данных, приведенных в Таблицах 1-5, носит наиболее общий характер, результатом чего являются следующие показатели:
1. Активность – 1-я часть: Одесса – 75%, Ильичевск – 75%. Уникальное совпадение. 2-я часть – Одесса – 70%, Ильичевск – 73%.
2. Среднее количество писем:
a. Одесса, архитектура ЭВМ – 10,1
b. Ильичевск, архитектура ЭВМ – 9,38
c. Одесса, сети ЭВМ – 6.63
d. Ильичевск, сети ЭВМ – 9,7
Количество chats вызвано инициативой студентов и в вычислениях средних величин принять участие не может, так как в подавляющем большинстве случаев инициировались одними и теми же студентами, предпочитающими такой тип общения другим, а перевес активности ильичевского филиала вызван дешевизной Интернета в ночные часы (после полуночи). Это же касается, как правило, и ICQ-сессий.
Видно, что интерес к предметам сети ЭВМ и архитектура ЭВМ выше в ильичевском филиале, что легко объяснимо дефицитом общения студентов и преподавателей.
Отличия первой части эксперимента от второй не носят принципиального характера, что свидетельствует о достоверности полученных результатов и статистики.
Весьма характерна третья часть эксперимента. Видно, что наличие свободного доступа к материалу курса весьма резко снижает интенсивность актов электронного общения, поскольку дает возможность студентам самостоятельно приобрести знания и ответить на возникающие у них вопросы. Это значительно снимает нагрузку с преподавателя, помогая ему сосредоточиться на улучшении своего дистанционного курса, его оформлении и смысловом содержании.
Заключение.
Логическим завершением данного эксперимента должно было бы стать создание сервера и виртуальной среды дистанционного образования, с новыми, недоступными без web-программирования возможностями, как это делается, например, в Webклассе Харьковского технологического института [2,3]. Однако, в связи с отсутствием такового в данный момент, а также подключения к интернет в компьютерных классах колледжа и ИПО завершение переносится на неопределенный срок в будущее.
В перспективе – создание собственного информационного web-узла, объединяющего все направления, специальности и дисциплины, преподаваемые в ИПО ОНУ им. И.И. Мечникова и создание «виртуального сообщества» преподавателей и студентов ИПО в соответствии с требованиями качества, предъявляемыми к современным высшим учебным заведениям мира с целью повышения профессионализма преподавательского состава и предоставления студентам самых современных возможностей получения знаний по выбранной ими специальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.Н. Алешин, Н.В. Рымарь Компьютерные и информационные технологии в новой модели многоступенчатого образования – учебном комплексе Одесского Национального университета им. И.И. Мечникова «Школа-колледж-университет» // Матеріали III-ї Всеукраїнської конференції молодих науковців “Інформаційні технології в науці, освіті і техніці” (ІТОНТ-2002). – Черкаси. –2002. - С.283-286.
2. В.М. Кухаренко, О.В. Рибалко, Н.Г. Сиротенко Дистанційне навчання. Умови застосування. Дистанційний курс: Навчальний посібник. 3-є вид. // За ред. В.М. Кухаренка – Харків: НТУ «ХПІ», «Торсінг», 2002.- 320 с. Іл.. 41. Табл. 8.
3. В.М. Кухаренко, Н.Г. Сиротенко Дистанційне навчання у слайдах: Конспект лекцій. – Харків: НТУ «ХПІ», 2001.- 96 с.
Алексей Алёшин # 31 марта 2009 в 15:01 0 | ||
|
Дмитрий Владимирович # 3 апреля 2010 в 15:05 0 |
Мне кажется что за дистанционным образованием с помощью компьютеров, будущее. Я вот пользуюсь программой для управлением компьютером удаленно
|